Доолос и Канды

Аватар пользователя atake

Уважаемые читатели и Сейтек мырза.

У меня такой вопрос: по данным Тоголок Молдо если не ошибаюсь и по данным местных санжырачы,
что Доолос и Канды не входят в племя Ичкилик. На сколько я знаю Доолос есть и в ИК обл.
и в Ошской обл если точнее в Ноокате. Вот эти 2 племени живут среди Ичкиликов может по этому их называют Ичкиликами, или же все так и они входят в Ичкилик??

С уважением.
Жениш

Комментарии:

Аватар пользователя seitek_dushenaliev
<p>Есть разные варианты Санжыры. Возможно Тоголок Молдо имел свою версию. Но однозначно одно: все они не сильно друг от друга отличаются.&nbsp;<br /> По Вашему вопросу не могу ничего сказать однозначно. Возможно кто-нибудь из участников сайта имеет больше свденений.<br /> Могу только сказать что известным представителем Доолос на ИК был Сарт аке.</p>
Аватар пользователя atake
<div> <div>У меня один знакомый из Жети Огуза с племени Доолос он говорит что Сарт Аке его 13й про дед, по его словам они когда то переехали с Нооката точнее с Тоолоса(айыльный округ). И не зря его называли Сарт Аке потому что он говорил на Ичкиликском диалекте, и еще к нему обращались АКЕ т.е байке. и тут возникает много вопросов для меня действительно ли они Ичкилики или же нет. Надо разобратся.<br /> <br /> <br /> Спасибо.</div> </div>
Аватар пользователя seitek_dushenaliev
<p>Аке его называли не из-за возраста, а из уважения к его заслугам перед народом. За его мудрость и умение выводить народ из трудных ситуаций. Ему установлен памятник на Южном берегу озера в селе Оргочор. Они вместе с Тилекматом аке. Всего на Ыссыккуле было 7 аке.</p>
Аватар пользователя seitek_dushenaliev
<p>САРТ АКЕ<br /> (1780–1868)<br /> <br /> Сарт Аке6 родился в семье Доскулу, согласно исследованиям А. Иманова, примерно в 1770-80 годах, в местности, расположенной к востоку от современной дороги в аэропорт города Нарын7. Есть предположение, что он родился в дороге, когда его родители наносили визит своим родственникам. Возможно также, что его родители переезжали с места на место в поисках удобного местожительства. Сомнению не подвергается тот факт, что Сарт Аке с детства до глубокой старости постоянно, за исключением деловых и личных поездок, проживал в восточной части озера Иссык-Куль. Лето проводил на джайлоо в Каркыра, а зимовал в Тургене. Здесь он провел детство и юность, здесь проходило становление его личности и начались первые хождения в народ.&nbsp;<br /> Сарт Аке был родом из племени Доолос. А. Иманов в своей работе выводит это племя от древнетюркского племени Теле, которое кочевало вместе с другими родственными тюркскими племенами на широких просторах Монголии и Алтая. Название этому народу дали китайцы. «Теле» в переводе на русский язык с китайского означает «телега», потому что они кочевали на высоких и больших телегах. Как известно, племя Доолос не входит в состав племен правого крыла кыргызского народа, а входит в третью группу южнокыргызских племен, названую «ичкилик». О том, как доолосовцы оказались в Иссык-Кульской долине среди бугинцев говорится в основном в народной санжыре, согласно которой иссык-кульские доолосы прибыли на Иссык-Куль из нынешного Наукатского района Ошской области.<br /> Из материалов санжыры известно, что родоначальником андижанских, наукатских, тянь-шанских, тогуз-тороуских и иссык-кульских доолосов являлся Толуман. Особый интерес представляет младший сын Толумана, – Чулумкашка, от которого и произошли доолосы Иссык-Куля. Когда ему исполнилось 17 лет, отец тайно отправляет его на Иссык-Куль, к давнишнему другу Алсейиту, боясь расправы с сыном со стороны местного правителя. Этому предшествовала история с любимым скакуном правителя, которого зарезал Чулумкашка. По приезде на Иссык-Куль его усыновляет Алсейит.<br /> Своими мудрыми советами он стремился помочь людям в самых разнообразных вопросах практической жизни. В народной памяти сохранилось выражение: «Если хочешь получить добрые советы, обращайся к Сарт Аке». По его мнению, человек в жизни должен бороться за свое счастье и достоинство. Мыслитель осуждал насилие, жестокость, безделье, беспечность и т.д. Сарт Аке на собраниях, отвечая на вопросы сородичей, попытался, опираясь на свои знания и опыт, дать определение таким насущным понятиям, как власть, богатство, счастье, семья, природа и т.д. Его цитаты, советы в наше время не теряют своей актуальности, например: «Земля – одна казна, народ – тысяча».&nbsp;<br /> Отношение Сарт Аке с разными людьми, независимо от их возраста, представляло собой образец почтительности, уважения и взаимопонимания. Проживая на территории племени Бугу, он был тесно связан с почтенными аксакалами бугинцев. Если верить преданиям, именно они, обеспокоившись холостым положением Сарт Аке, предложили ему на выбор самых красивых девушек к жены. Но он выбрал себе жену по своему усмотрению, немало огорчив тем самым аксакалов. Потомки его сыновей сейчас проживают в селе Ак-Добо, Ан-Остон, Бозбешик, Жалгыз-Орук, Суттуу-Булак Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области.&nbsp;<br /> У Сарт Аке была необычайная способность предвидения. Во многих случаях его пророческие слова, по прошествии определенного времени, подтверждались. Вот один пример предвидения Сарт Аке. Однажды, он вместе с Мойт Аке, переходил через реку Каракол. На середине реки, слушая шум реки, Сарт Аке сказал спутнику, что в будущем на этом месте, по берегам реки, появится город с многочисленным населением. И в действительности, через несколько десятилетий на этой реке и именно в этом месте возник нынешний областной центр Прииссыккулья – город Каракол. Следует также отметить его дар предвидения не только судьбы других людей, но и своей собственной.<br /> В 1854 году Балбай-баатыр, после памятной победы над Ормон-ханом (когда последний был смертельно ранен), внезапно тяжело заболел. Получив об этом весть, Сарт Аке, гостивший в тот момент у родственников в Нарыне, срочно возвратился домой. Последующее выздоровление Балбая позволяет судить о лечебных способностях Сарт Аке.<br /> Сарт Аке немаловажную роль играл в отношениях бугинцев с соседними племенами. Будучи советником верховного манапа племени Бугу Боромбая, Сарт Аке отстаивал идею единения кыргызских племен, боролся за прекращение междоусобиц, призывал к установлению добрососедских отношений между кыргызами, казахами, кокандцами и русскими.&nbsp;<br /> По одной из версии, именно благодаря Сарт Аке, Ормон-хан отпускает своего извечного врага Балбай-баатыра из позорного плена, куда тот однажды попал, совершая барымту на табуны лошадей Ормон-хана. Согласно санжыре, Балбай сидел в зындане Ормон-хана полгода, терпя оскорбления сарыбагышей. И лишь вмешательство Сарт Аке заставило Ормон-хана отпустить Балбая.<br /> Сказители санжыра А. Бараканов, Т. Алымбеков и А. Иманов в один голос утверждают, что Сарт Аке прожил свыше 90 лет8. Почувствовав приближение своей смерти, Сарт Аке со всеми родственниками перекочевал в Нарын.&nbsp;<br /> Сарт Аке завещал похоронить себя на том самом месте, где родился. Это место стало поистине святым мазаром для многих людей и, что самое удивительное, несмотря на песчаную почву, здесь выросли густые деревья.</p>
Аватар пользователя seitek_dushenaliev
<div> <div>Бугинцы славятся тем что "усыновили" многих из других родов и племен. Например тот же самый Тилекмат аке. Его отец Жылкыайдар был усыновлен Бугинским бием Бирназаром. Родной же отец Жылкыайдара Алымбек был родом из Кара-Кулжы (Ошская область). Будучи беком Кашгара погиб в результате дворцового заговора. Род Тенизбай также из Кара-Кулжы. РОд Отуз уул (Ак-Суу) также из Нооката.Неговоря уже о многочисленных родах калмакского происхождения.&nbsp;<br /> Кстати, это было широко распростаренно у кыргызских племен. Взаимовыручка, одним словом. Поддежка сородичей.<br /> НАглядный пример рода Асылбаш и Акбууру в Солто. Они тоже выходцы из Ошской области.</div> </div>