Адигине - Баргы

seitek_dushenaliev's picture


Асанбий уулу Алымбек родился в 1799 году в нынешнем селе Жошолу Алайской долины в семье крупного феодала. Еще в юношеском возрасте был избран бием (правителем своего округа), где проявил себя справедливым и решительным руководителем. В дальнейшем принимал активное участие в управлении государством, Находясь в ставке хана, накопил опыт военно-политического деятеля. Впоследствии был назначен акимом Андижана, главным визиром (премьер-министром) Кокандского ханства. По всей вероятности, он оставался формальным правителем Алайской долины, ибо почти все вопросы, связанные с политической, хозяйственно-торговой деятельностью местного населения решались через него. К тому же ему была нужна военная опора в виде алайских аскеров – солдат. Имея довольно внушительную военную силу, Алымбек–датка пользовался самостоятельностью в принятии решений. Конечно, Алымбек-датка правил не только Андижаном, но практически и Ошом. Достаточно сказать, что его старший сын от первой жены Жаркымбай являлся акимом города Ош. И вообще постепенно все семейство Алымбек-датки и Курманжан-датки перебралось в Ош. И он сделал очень много для города: при непосредственном участии Алымбек-датка здесь были построены медресе, мечети, мосты.

Поскольку Алымбек-датка постоянно находился в Андижане или в Коканде, всеми делами на Алае правила его мудрая супруга Курманжан-датка. Именно она готовила для своего государственного мужа материальную базу и военную опору.

Будучи акимом Андижана, Алымбек-датка принимал самое активное участие в дворцовых интригах. Имея собственные вооруженные силы, он мог не опасаться за свою жизнь. Есть достоверные сведения о его первом выступлении против кокандских правителей. В 1845 году принимал непосредственное участие в организации Ошского восстания и только благодаря хладнокровию Курманжан-датки, вовремя предупредившей его об опасности, сумел избежать расправы, столь жестоко проведенной минбаши Мусульманкулом, буквально потопившем восстание в крови.

Вскоре Алымбек-датка организовал новый заговор, в результате которого Шерали-хан был низвергнут и на престол возведен Мурад-хан. Затем в период заступившего место Мурад-хана нового кокандского владыки Кудаяр-хана, который правил государством трижды: 1845-1858, 1862-1863, 1865-1876 годы, Алымбек все время остается за кулисами придворных интриг, в тени общественной жизни Коканда.

Но Алымбек-датка в расцвете сил, полон энергии и честолюбия. Он вновь организует и возглавляет заговор против Кудаяр-хана в пользу его старшего брата Малля. В кокандских источниках сообщается, что Малля начал борьбу за трон с восточных районов Ферганы, где его главной опорой стали войска кыргызских феодалов Алымбек-датки, Хасан-бия и кыпчаков.

Переворот был успешным. На престол взошел Малля-хан (1858-1862гг.). Кудаяр спасается бегством в Бухару. Все источники главную роль в этих событиях отводят южным, в первую очередь ошским и алайским кыргызам. Кыргызские феодалы получают в управление важные пункты ханства: Алымбек-датка – Андижан, Саидбек-датка – Ходжент, Мулла касым – крепость Нау.

Вскоре Алымбек-датка впадает в ханскую немилость, оставаясь правда, еще по-прежнему акимом Андижана и округи (надо полагать, и города Оша). Когда хан послал джигитов арестовать Алымбека, тот уже находился в Алае, где через некоторое время спустя поднял новое восстание против кокандских правителей. В это же время Алымбек-датка пронимает, что в одиночку ему не достичь своей цели завоевать ханский трон. И у него возникает идея объединения южнокыргызских племен с северными и создать независимое Кыргызское государство. С этой целью он побывал на Тянь-Шане, Иссык-Куле и в Чуйской долине, где нашел понимание и поддержку у вождей самых крупных и влиятельных родов. Этот эпизод отражен и в книге Президента Аскара Акаева «Залкар инсандар жън\ндъ»; глава нашего государства пишет: «Попытка Алымбек-датки совместно с вождями северных кыргызских родов Уметалы, Ажы, Адыл, Торогельди создать независимое единое Кыргызское государство свидетельствует, что он был выдающимся и мудрым политическим деятелем, посвятившим свою жизнь свободе нашего народа».

Можно предположить, что в ханском дворе Коканда имелись сведения о «сговоре» кыргызских родов и опасались их дальнейших действий. Чтобы предотвратить раскол в государстве, представители хана вели переговоры с Алымбек-датка, уговаривая его вернуться в Коканд в качестве первого визиря. Есть и такая версия: некоторые высокопоставленные сановники из ханской ставки недвусмысленно намекали «алайскому бунтарю» на ханский трон в самое ближайшее время. Трудно судить как согласился Алымбек-датка вернуться в Коканд и на что рассчитывал там, но факт остается фактом: здесь он был коварно и зверски убит. Это было для кыргызов невосполнимой потерей. И все же они нашли в себе силы сохранить свое достоинство.

Твердость и непокорность кыргызских родов почувствовал и Кудаяр-хан, на штыках бухарских сарбазов в 1863 году вошедший в Коканд и вновь овладевший престолом. Его власть игнорировали жители восточных районов Ферганы, кыргызы и кыпчаки, и бухарский эмир Музаффар, всегда мечтавший держать под своим влиянием Кокандское ханство, и знавший настроение жителей населенных пунктов вокруг Оша, не говоря о горных местностях. Вдове Алымбек-датки Курманжан присваивают почетное звание «Датка». Это был уникальный случай в мусульманском мире, когда женщине был присужден такой титул наряду с мужчинами.